Реклом-конструктор Маяковский — Родченко

С наступлением новой экономической политики (НЭП) после 1921 г. улицы крупных российских городов действительно запестрели многочисленной рекламой. Большую часть се создавали последователи конструктивизма. И возглавил этот процесс один из авторов Декрета № 1 — Владимир Маяковский. В соавторстве с ярким адептом конструктивизма А.И. Родченко поэт создал творческую группу «Реклам-конструктор Маяковский — Родченко». Этот творческий союз активно действовал на протяжении 1923—1925 гг.

Вспоминая совместно пройденный путь, один из соавторов писал:

Реклом-конструктор Маяковский—Родченко повел работу полным ходом... Это был ажиотаж, чтобы продвинуть новую рекламу всюду.

Вся Москва украсилась нашей продукцией...

Вывески Моссельпрома...

Все киоски наши...

Вывески Госиздата —

«Черное, красное, золотое»...

Резинотрест

ГУМ

«ОГОНЕК»

Чаеуправление.

Было сделано до 50 плакатов, до сотни вывесок, упаковок, оберток, све- тоеых реклам, рекламных столбов, иллюстраций в журналах и газетах .

Маяковский преимущественно составлял тексты, Родченко с чертежными инструментами в руках конструировал изображение. В эту работу включились также художники-конструктивисты В. Степанова, А. Лавинский, А. Левин.

Плакат для Резинотреста А. Родченко и В. Маяковский решают в строгом конструктивистском стиле

центре листа — белый треугольник, заполненный пирамидой блистающих свежей резиной галош. Его обрамляют решенные в прямолинейно-условном стиле две фигуры граждан Востока в характерных головных уборах. Лица их реалистично симпатичны, фигуры же — полосатые прямоугольники, призванные передать образ людей в восточных халатах. Текст гласит:

Галоши Резинотреста —

Просто восторг!

Носят север, запад, юг и

восток

Цветовая гамма плаката сурово сдержанна: варьируются белый, черный, темно-коричневый и темно-желтый цвета. Текст воплощен излюбленным для конструктивистов крупным рубленым шрифтом, но часть слов, выполненных черным по темно- коричневому фону, воспринимается с большим трудом. Можно усмотреть в этом издержки очередного экспериментаторства. («А что будет, если сделать вот так?»)

На наш взгляд, выразительнее и убедительнее решен плакат «реклам-конструктора» для Мосполиграфа. Здесь столь же сдержанная цветовая гамма: белый, черный, бордовый и песочный. А вот изображение покоряет экспрессией. Вырастая из условно решенных трех заводских корпусов, три трубы поднимаются к небу. Два черных треугольника дыма от двух крайних труб создают фон для белого треугольника пара, поступающего из центральной трубы На верхних строках плаката текст:

Даешь карандаши, которые хороши?

Показателен вопросительный знак — немыслимый для современной рекламы штрих. Оказывается, в годы НЭПа публично усомниться в качестве продукции рекламируемого предприятия имел право даже рекламист. Или, скорее, это интонация

дружеского подшучивания? Спонсор статьи предлагает рекламу в интернете, продвижение сайтов и раскрутку сайтов.